МБОУ Русско-Мельхитуйская ООШ
д. Р. Мельхитуй
  • Национальная бурятская игра "Шагай наадан"

    д. Мельхитуй, пер. Школьный, д.2

    Дата проведения: 17.06.2024 г.

    Учитель: Иванова Ирина Александровна

    Участники: 1-8 классы.

    17 июня понедельник
    Национальная бурятская игра "Шагай наадан".

    Цель: познакомить с национальной игрой шагай наадан «Мори урилдаан».

    Задачи:

    -   познакомить и научить детей играть в бурятскую народную игру шагай наадан «Мори урилдаан», организовать  досуг в рамках летнего оздоровления малозатратной формы;

    -   развивать  мелкую моторику, ловкость, сноровку и терпение;

    -воспитать позитивное отношение к народным играм бурят и способствовать воспитанию интереса к бурятским народным играм.

        Учитель. Сегодня я  предлагаю вам сыграть  в традиционную национальную игру «Шагай наадан», в которую издревле играли  на второй-третий день Сагаалгана. Шагай наадан были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство.

     Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).

       Шагай – это баранья лодыжка. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.

     Варианты игр  шагай очень разнообразны. Сегодня мы рассмотрим одну разновидность этой игры. Это «мори урилдаан» (конские бега).

     Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиций, и каждая имеет своѐ название.

      Прошу каждого взять в руки по 1 шагай, вместе со мной попробуем запомнить название сторон:

    1)            Боковая гладкая сторона - «Морин» - лошадь, конь.

    2)            Другая боковая извилистая  сторона напоминает рога, поэтому называются, «yхэр»- бычок, корова.

    3)            Верхняя выпуклая сторона - «бухэ», «хонин» - овца, баран.

    4)            Нижняя сторона с ямочкой -«хонхо», «ямаан» - коза.

    5)            И пятая сторона  где два горба – это «тэмээн» - верблюд.  При броске обычно очень редко косточки принимают такое положение.

       Правила игры: Играющие выбирают по одному «бегунцу». Затем берут 7 лодыжек и бросают их на кон по очереди. Если среди них окажется 1 «конь», бросающий перемещает своего «бегунца» на одно деление игрового поля, если окажется два «коня», на два деления и т.д. Если ни одна из лодыжек не упадѐт в положении «коня», то «бегунец» бросающего  игрока остаѐтся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое. После нескольких попеременных «бросаний»  чей-нибудь ретивый конь проходит все деления ряда. Значит, он и выиграл бега. (Наглядно показала игрокам, как бросать и считать ходы).

        Всего приняло участие в мероприятии 10 человек. Согласно жеребьевке в игру вступило 5 участников.. Каждый игорк  представил  себя и своего скакуна.

    Игра  «Шагай наадан»

    (Организатор игры и остальные обучающиеся   следят за игрой. )

    Подведение итогов

    1 место – Черная (Барякин Сергей)

    2 место- Роза ( Волоснова Ирина)

    3 место – Гром (Лобанова Наталья)

    4  место – Восьмая (Мартынов Ярослав)

    5 место- Ника (Волоснова Анжелика)

    Шагай няhалха (щёлкать пальцами по альчикам). В игре приняли участие 8 игроков, которые должны были выбить одинаковые фигурки и набрать максимальное количество очков по итогам 5 раундов. Каждый игрок взял  определённое количество косточек, и все по очереди подбрасывали свои шагай вверх и смотрят, в каком положении они упали: бугорком (бухэ) или углублением (хонхо) вверх или иначе. У кого альчик в положении бухэ оказалось  больше, тот начинал игру. Он собирает все шагай и бросает их с высоты, чтобы они упали вразброс. Затем щелчком по одному из шагай направляет его в следующий, лежащий в одинаковом с ним положении, стараясь при этом не задеть другие. Если он не попадает в намеченный шагай или заденет другие, а также, если среди шагай не останется больше одинаково лежащих, то в игру вступает второй и т.д. при каждом удачном щелчке играющий откладывает в сторону битый альчик. Так продолжалось  до тех пор, пока на кону не осталось  три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда осталось  три косточки, тот, кто в данный играет этими костями, собирает и бросает все три косточки. Если выпадают все три одинаковые косточки, то тот, кто успеет взять их первым, тот и забирает их себе. Если выпадает две одинаковые кости, то игрок щелкает одинаковые кости, как на первом этапе. Если ему удается сбить, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество косточек. Выбивают   до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках одного человека, и тогда игра считается оконченной.

    Хорошую сноровку в этой игре показали Мартынов Ярослав, Лобанова Наталья, Волоснова Ирина, Барякин Сергей.

         Внеклассное мероприятие прошло весело и интересно. Все поставленные задачи мероприятия удалось реализовать. Встреча с новой игрой  дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации. Игра  развивает  у детей гибкость пальцев, кистей рук, хороший глазомер, быстроту реакции, смекалку, выносливость и силу, также формирует уважительное отношение к окружающим и любовь к родному краю.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie